ПРОМЕЖУТОЧНАЯ И ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ
Промежуточная и итоговая аттестация


Аттестация
 – это установление факта и степени усвоения учащимися программного материала путем сравнения уровня их знаний и способов действий с требованиями программы и образовательного стандарта. Завершается эта процедура оцениванием.

Итоговая и промежуточная

Закон «Об образовании» указывает на необходимость проведения промежуточной и итоговой аттестации. Первая (четвертная, полугодовая, годовая) обеспечивает контроль за эффективностью учебной деятельности(а следовательно, и образовательного процесса в целом) и является (в случае успешного прохождения) основанием для перевода школьника в следующий класс. Вторая, как правило, проводится среди выпускников основной и полной (средней) школы и носит характер государственной, ее успешное прохождение дает право на получение документа об образовании. И та и другая формы аттестации различаются своими целями, функциями и методами. Итоговая проводится для определения факта и степени освоения (неосвоения) обучающимися образовательных профамм основного общего, среднего (полного) общего и всех видов профессионального образования в соответствии с п. 4 ст. 15 Закона «Об образовании». В качестве же показателя освоения выступает соответствие освоенного школьниками содержания учебного материала утвержденным стандартам.

В определении целей промежуточной аттестации школы более самостоятельны. У них есть возможность значительно глубже учитывать специфику образовательных программ и особенности своего учебного заведения, поскольку выбор цели обусловливается в первую очередь поиском путей совершенствования образовательного процесса в условиях данной школы. Так, например, целями такой аттестации могут быть оценка эффективности изучения того или иного предмета (области знаний), соответствия уровня сложности содержания учебного материала учебно-познавательным возможностям учащихся, определение оправданности тех или иных нововведений. Все это позволяет диагностировать уровень образовательного процесса, выявлять причины усвоения (неусвоения) учебного материала, особенности психофизиологического развития учащихся, находить «резервы». Различие целей промежуточной и итоговой аттестации находит свое отражение и в различной приоритетности их функций. Так, промежуточная аттестация традиционно реализует следующие функции:

проверочную (оценка уровня эффективности учебной деятельности учащихся на основании принятых в образовательном учреждении критериев), диагностическую (выявление причин того или иного отклонения достигнутых результатов от запланированных ранее), организационную (выяснение эффективности тех или иных педагогических нововведений) и отчасти – воспитательно-мотивационную (подкрепление (неподкрепление) самооценки обучающегося результатами аттестации). Определение периодичности промежуточной аттестации в соответствии с п. 2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» относится к компетенции учебного заведения. Для итоговой аттестации как элемента итогового контроля характерны такие функции: проверочная (оценка освоения обучающимися образовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов), учетная (регистрирующая возможность получения обучающимися документов о соответствующем образовании).

Устные и письменные экзамены

Итоговая аттестация проводится в виде устных и письменных экзаменов. Понятно, что количество дисциплин, по которым проводятся экзамены, не охватывает всех изучаемых предметов. Означает ли это, что по ним не проводится аттестация? Во-первых, Положение, утвержденное Министерством образования, определяет минимальное количество экзаменов, и, следовательно, школа вправе увеличить его. Во-вторых, установление факта и степени усвоения учащимися всех образовательных программ (что в сущности является задачей итоговой аттестации), на наш взгляд, обязательно и для тех предметов, по которым экзамены не предусмотрены. Таким образом, становится очевидной необходимость поиска других методов и форм, позволяющих учесть специфику отдельных учебных дисциплин, возрастные характеристики учащихся, конкретные цели проведения аттестации. Так, устный экзамен может быть реализован в различных формах: по билетам, собеседование, защита реферата. Выпускнику предоставляется право выбора. В первом случае он отвечает на вопросы, сформулированные в билетах, выполняет предложенные практические задания (решение задачи, разбор предложения, лабораторная работа, демонстрация опытов).

Учащиеся, выбравшие собеседование, по предложению аттестационной предметной комиссии дают без подготовки развернутый ответ по одной из ключевых тем курса или отвечают на вопросы обобщающего характера по всем темам, изученным в соответствии с учебной программой. Собеседование целесообразно проводить с выпускниками, имеющими отличные знания по предмету, проявившими интерес к научным исследованиям и обладающими аналитическими способностями. Тематика (группы вопросов) собеседования, как и вопросы, содержащиеся в экзаменационных билетах, должны быть предварительно сообщены выпускникам для повторения и подготовки. Собеседование может применяться при проведении как промежуточной, так и итоговой аттестации.

В последнее время в педагогическом лексиконе появилось и понятие «зачет». Зачастую учителя отождествляют его с экзаменом. А ведь в структуре вузовского образования, откуда его и позаимствовали школы, зачет предваряет экзамен, являясь своего рода «допуском» к нему, и проводится по окончании семинарских и практических занятий по определенному разделу учебного курса, после практики или выполнения цикла лабораторных или практических работ. В школе же зачет трансформировался в одну из форм промежуточной аттестации, когда на него выносятся крупные темы учебной программы, разделы учебного курса. К тому же оценка уровня учебных достижений студентов вузов при проведении зачета (как обоснование решения о допуске к экзамену) осуществляется по двухбалльной шкале: зачтено – не зачтено. По школьным же традициям более распространенной является четырех балльная система оценивания, поэтому учителя пользуются привычными отметками. Многие учителя принимают за одну из форм проведения зачета (в целях промежуточной аттестации) итоговый обобщающий урок. Такой подход представляется весьма сомнительным и спорным. Если мы понимаем под уроком лишь его временные рамки, то они в принципе допускают осуществление объективного контроля, конечно, при условии письменных форм его проведения. Но задачей итогового обобщающего урока являются не столько контроль, сколько систематизация и закрепление знаний учащихся по определенной теме, разделу. Задача эта настолько масштабна сама по себе, что попытки совместить ее решение с одновременной оценкой соответствия наличных знаний и умений с требованиями государственного образовательного стандарта (а именно это является целью аттестации) вряд ли могут быть успешными. Итоговые обобщающие уроки проводятся чаще всего либо в форме урока-конференции, либо путем фронтального опроса учащихся. Понятно, что ни та, ни другая форма не позволяет обеспечить полный охват учащихся, равно как объективность оценивания, глубину проверки. В связи с этим использование итоговых обобщающих уроков не может быть рекомендовано для аттестации учащихся. На практике нередки случаи отождествления аттестации с выставлением итоговых отметок (за четверть, полугодие, год). Насколько верным можно считать такой подход? Как правило, итоговая оценка приближается к среднему арифметическому текущих отметок учащегося. Эти отметки могли быть получены за усвоение отдельных, не связанных между собой фрагментов учебного материала, за выполнение однотипных или равной сложности заданий, за работу на том или ином этапе урока и т. д. Поэтому итоговая отметка, выводимая из текущих, далеко не всегда может свидетельствовать о наличии системы предметных знаний, о сформированности предметных и общеучебных умений и в силу этого не является аттестационной отметкой.

Контрольные работы

Наиболее широкое распространены письменные формы проведения аттестации. Это объясняется рядом их очевидных достоинств: возможностью за сравнительно короткое время одновременно оценить знания учащихся, большей (по сравнению с устными методами) объективностью оценки. Еще одно преимущество: обоснованный подход к разрешению возможных конфликтных ситуаций, так как ошибки и недочеты, приведшие к снижению оценки, зафиксированы в самой работе учащегося. Основными видами являются экзаменационные контрольные работы, сочинения и рефераты. Контрольные работы проводятся с целью определения конечного результата в обучении умению применять знания для решения аналитических, графических, экспериментальных задач по данной теме, разделу, курсу Включение теоретических вопросов нецелесообразно, так как обстоятельный и полный письменный ответ требует больших временных затрат. Традиционно контрольные работы используются учителями естественнонаучных и физико-математических дисциплин в силу их специфики (нацеленность теоретических знаний на решение практических задач), а вот такие работы для гуманитарных предметов менее предпочтительны.

В ходе контрольной работы классу обычно предлагается два варианта примерно одинаковой сложности, а это лишает учеников возможности выбора. Разрешить эту проблему в некоторой степени помогает проведение наряду с обычными «уровневых» контрольных работ, когда учащимся одновременно предлагаются три текста различной сложности. Использование «уровневых» работ будет успешным, если повседневно при решении задач на уроках учитель ставит учащихся перед выбором задания и, наблюдая за их работой, может учесть уровень, достигнутый каждым из них, дать обоснованные домашние задания. При составлении заданий контрольной работы необходимо учитывать определенные требования. Во-первых, количество задач зависит от требований программы, от цели, которую ставит учитель, уровня подготовленности класса. Во-вторых, важно определить цель работы, при итоговой аттестации – это проверка усвоения основных тем учебного курса. В-третьих, работа должна быть посильной для школьников. В-четвертых, для проверки того, насколько осознанно решают учащиеся задачи, и обучения их умению анализировать полученные результаты, в задания целесообразно включить вопросы, которые требуют объяснения полученного ответа, поиска направлении его возможного изменения при изменении какого-то условия в задаче.

Защита рефератов

«Прижилась» в школе и такая вузовская форма контроля, как защита рефератов. Рассмотрим подробнее возможности ее использования для аттестации. Защита реферата предполагает предварительный выбор выпускником интересующей темы работы с учетом рекомендаций учителя-предметника, последующее глубокое изучение избранной проблемы, изложение выводов. Не позднее, чем за неделю до экзамена, реферат сдается на рецензию учителю-предметнику. Аттестационная комиссия знакомится с этой рецензией и после защиты реферата выставляет выпускнику отметку.

По форме проведения защита реферата относится к разновидностям устного экзамена, хотя сам реферат - это особый вид письменной работы. К ее выполнению предъявляются определенные требования. Назовем наиболее важные из них: развернутый план, из которого видны структура реферата и его основное содержание; сформулированность и обоснованность целей и задач. Каждая часть реферата завершается логическим выводом, подведением итога, собственной оценкой материала, а текст должен содержать правильно выполненные цитирования и ссылки, а завершаться оформленным в соответствии с стандартом библиографического описания перечнем использовавшейся литературы. Таким образом, реферат позволяет проверить не только понимание учащимся материала, но и его умение самостоятельно «добывать» и интерпретировать знания, в том числе и работать с литературой.

Домашние работы и сочинения

Незаслуженно малым вниманием пользуется, на наш взгляд, такая форма проведения промежуточной аттестации, как домашние контрольные работы. Их содержание могут составлять аналитические, графические и экспериментальные задачи, задания тестового характера и по составлению задач. Разумеется, задания должны быть посильными, возбуждать интерес учащихся, заставлять работать мысль, искать нестандартные решения. Важно, чтобы у задачи имелось несколько возможных решений (графическое, аналитическое и др.) Такие работы могут быть дифференцированными по сложности для учащихся с разной успеваемостью. Несомненное достоинство этих работ то, что при их выполнении учащиеся не ограничены временем, могут использовать любые учебные пособия, проконсультироваться у товарищей, учителей, родителей.

Как письменная форма итогового контроля могут использоваться и сочинения, позволяющие выявить умения применять знания в жизни, их осознанность не только в рамках образовательной области «Словесность», но и практически в любых предметах. Подготовка к такому сочинению должна начинаться с накопления и осознания фактов, различных явлений, которые можно наблюдать в окружающей действительности и использовать в своей жизни. Все это должно происходить из урока в урок.

К сожалению, сочинения по различным учебным предметам как форма итоговой аттестации не получили широкого распространения (за исключением, конечно, «Словесности»), так как работа над ними занимает у учителя много времени, требует тщательного подхода к разработке критериев оценки. Тем не менее следует отметить, что это очень полезная форма контроля за знаниями учащихся и сформированностью способов учебной деятельности, так как при подготовке к сочинению учащиеся знакомятся с учебной, научной и научно-популярной литературой (в том числе и по смежным дисциплинам), отбирают необходимый материал, излагают его в определенной последовательности, демонстрируя навыки самостоятельной работы. В плане образовательных возможностей и предъявляемых требований к оформлению «предметные» сочинения приближены к рефератам, поэтому их использование оправданно при проведении промежуточной аттестации.

С помощью рейтинга

Важно, чтобы ученикам были заранее известны типы задач, включаемых в контрольную работу, и нормы оценивания. Это психологически подготавливает школьников, повышает их ответственность за результаты работы, приучает планировать свою деятельность. Благоприятные возможности для этого создают нетрадиционные способы оценивания результатов учебной деятельности. Один из них рейтинг – количественное определение (ранжирование) значимости каких-либо объектов, выраженности качеств, свойств в соответствии с произвольно выбранной шкалой. Для педагогов результатом рейтинга является индивидуальный числовой показатель достижений учащегося или «удельный вес» того или иного задания в контрольной работе, а итоговая отметка возникает как сумма баллов (долей баллов), «заработанных» за правильное выполнение того или иного действия, операции, задания.

В последнее время в системе аттестации используются рейтинговые контрольные работы. При подготовке к проведению такой работы выстраивается система заданий и вычленяются отдельные операции и действия, необходимые для их выполнения. Отдельному заданию в целом (как это делается при проведении олимпиад), либо его частям присваивается определенный балльный вес. Каждый учащийся набирает определенное количество баллов, которые переводятся в традиционную оценочную шкалу (отметку) чаще всего путем «наложения» полученных баллов на заранее выбранную интервальную шкалу (выраженную в баллах, процентах или коэффициенте усвоения), где каждому интервалу соответствует та или иная отметка. Такой подход позволяет очень точно и объективно (если, конечно, работа правильно составлена и «разделена») определить допущенные ошибки, неправильно выполненные операции, и учитель может получить исчерпывающую информацию о том, какими знаниями и умениями обладает ученик, в каком соотношении с требованиями стандарта они находятся. Удобен этот способ и для ученика, поскольку позволяет достаточно наглядно показать процесс «нарастания» отметки, подтверждая тем самым ее объективность.

Педагогическое тестирование

Оценка знаний учащихся в ходе как итоговой, так и промежуточной аттестации может осуществляться и с помощью педагогического тестирования. Тест означает проверку, испытание, в основе которого лежит специально подготовленный набор заданий, позволяющих с использованием статистических методов объективно и надежно оценить исследуемые качества, свойства личности(психофизиологические и личностные характеристики, типы поведения, уровень овладения каким-либо видом деятельности, индивидуально-психологические особенности). Специфика педагогических тестов заключается в том, что с их помощью измеряют степень усвоения учебного материала, овладения необходимыми знаниями, умениями и навыками, уровень учебных достижений. Несомненно, тесты обладают значительными преимуществами перед традиционными методами контроля и оценки знаний учащихся. Назовем лишь некоторые из них. Во-первых, исключается влияние субъективных факторов на определение отметки (строгость или либеральность преподавателя, характер взаимоотношений учителя и учащегося и др.). Во-вторых, оценка, получаемая с помощью теста, более дифференцирована. Высокая точность измерения обеспечивается большей градацией оценки. В традиционных методах контроля пользуются только четырех балльной шкалой («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»), причем ширина интервалов данной балльной шкалы неравномерна (кто не знает, сколько «оттенков» имеет, например, тройка). В-третьих, тестирование обладает более высокой эффективностью, поскольку можно одновременно проводить тесты на больших группах учащихся, а обработка результатов проводится легче и быстрее, чем, к примеру, проверка контрольных работ. Возможна значительная экономия времени. Если экзамены проводятся в форме тестирования, то их результаты позволяют объективно сравнивать эффективность образовательного процесса в различных классах, школах, регионах. В-четвертых, тестовые задания дают учащимся возможность обнаружить пробелы в своих знаниях и принимать меры для их ликвидации, поэтому содержание теста может быть использовано не только для контроля и оценки знаний, но и для обучения. И, наконец, тестирование является одним из наиболее технологичных методов проведения автоматизированного контроля с заложенными в него параметрами качества. Однако все названные достоинства обеспечиваются только при грамотном конструировании и правильном применении тестов в соответствии с поставленными целями. Одно из требований – однозначное определение сферы применения теста – измерение подготовленности учащихся по какому-либо одному учебному предмету Другое необходимое требование – конструирование тестов не как обычных наборов заданий, а в виде более богатой по содержанию системы задании, которую образует не всякая совокупность, а только та, которая обусловливает возникновение нового интегративного качества, отличающего тестирование от других средств педагогического контроля.

Тест не является аналогией экзаменационным вопросам, анкетам и имеет значительные отличия от контрольных работ. Наиболее важным и принципиальным является то, что показатели тестов ориентированы на измерение степени, уровня усвоения ключевых понятий, тем и разделов учебной программы, умений, навыков и пр., а не на констатацию наличия у учащихся определенной совокупности формально усвоенных знаний. Руководителям школ и тем педагогам, кто начинает работу по тестированию учащихся с целью их аттестации, следует учитывать трудности внедрения тестовых методик по учебным предметам. К сожалению, учителя слабо информированы о том, что такое педагогические тесты и тестирование, часто под этим понимают лишь тестовые задания или просто вопросы множественного выбора. К тому же педагогам присущи некоторые психологические особенности оценивания. Чаще всего они оценивают учащихся без дифференциации на составляющие оценок, иногда дают обобщенную, а порой и немотивированную оценку Поскольку применение тестов дифференцирует оценивание, то может иметь место не совпадение оценок педагогов и результатов тестирования. Директору школы трудно оценить те или иные содержательные аспекты тестовых заданий по всем предметам, однако именно он должен позаботиться о достаточной осведомленности учителей по этим вопросам. А для этого ему самому необходимо знать общие подходы к тестированию и постоянно держать в поле зрения регулярность его проведения и правильность процедур, не допускать перегрузки учащихся.